Цветы в Древнем Риме (история)

Родословная Розы

Археологи, обнаружили останки роз, доказывающие, что их история началась 35 миллионов лет назад. В настоящее время в мире существует около 150 видов шиповника, и все они появились в северном полушарии. Их можно встретить и на севере — в Норвегии и на Аляске, и на юге — в Мексике и Северной Африке.

Считается, что культурные розы начали выращивать 5000 лет назад. Сначала их развели китайская, египетская и финикийская цивилизация. Чуть позже греки и римляне начали выращивать розы на продажу, в результате чего это растение быстро покорило все земли, затронутые коммерческими и военными маршрутами. Так роза достигла Ближнего Востока и всех стран Средиземноморья.

Внешность богини флоры

Как же выглядит Флора? Думаю, что не удивлю вас её писанием. Она воплощала всё самое прекрасное, что только есть в мире – цветение природы, расцвет жизни. Эта богиня всегда была молодой и красивой. На изображениях она показана изящной юной девушкой с длинными светлыми волосами. В сияющих прядях её особые украшения – цветы.

Одним из самых любимых её цветов считаются незабудки. Существует даже легенда о том, как они получили своё название. Когда Флора спустилась с небес на землю, вокруг неё распустились самые разные цветы. Богиня долго ходила среди них и каждому давала своё имя. Когда Флора уже собралась в обратный путь, её вдруг позвал один цветок.

Ярко-голубые небольшие соцветия за всем буйством красок Флора не заметила, а потому до сих пор не назвала их. Цветок же попросил богиню и ему дать имя. Тогда Флора взглянула на него и, отметив особенную красоту, сказала, что он станет незабудкой – тем, кого нельзя забыть.

Флора и Зефир на фреске Джованни Баттиста «Аллегория весны»Местонахождение: Тьеполо Палаццо Лабиа, Венеция, Италия

Экономика

В области выращивания зерна в Северной Африке, в центре древнего города Карфаген, семье из шести человек требовалось выращивать 12 югера / 3 га земли для удовлетворения минимальных пищевых потребностей (без животных). Если в семье были животные, которые помогали обрабатывать землю, требовалось 20 югеров. Для обеспечения прожиточного минимума потребовалось бы больше земли, если бы семья работала как издольщик. В Africa Proconsularis во II веке нашей эры треть всего урожая передавалась землевладельцу в качестве ренты (см. Lex Manciana ).

Такие цифры отражают только прожиточный минимум. Ясно, что в некоторых провинциях было предпринято крупномасштабное избыточное производство, например, для снабжения городов, особенно Рима, зерном, процесс, известный как Cura Annonae. Египет, Северная Африка и Сицилия были основными источниками зерна, чтобы прокормить население Рима, численность которого на пике расцвета составляла около миллиона человек.

пшеница, количество варьируется в зависимости от древнего источника. Варро называет соотношение урожайности семян пшеницы 10: 1 как нормальное для богатых землевладельцев. В некоторых районах Этрурии урожайность могла достигать 15: 1. Цицерон указывает в Верреме урожай 8: 1 как нормальный, и 10: 1 как исключительно хороший урожай. Пол Эрдкамп упоминает в своей книге «Зерновой рынок в Римской империи», что Колумелла, вероятно, был предвзят, когда упомянул гораздо более низкий урожай – 4: 1. По словам Эрдкампа, Колумелла хотел подчеркнуть, что «зерно приносит меньшую прибыль по сравнению с вином. Его аргумент побуждает его преувеличивать прибыльность виноградников и в то же время снижать урожайность, полученную при выращивании зерновых. В лучшем случае Колумелла обеспечивает достоверная цифра для бедных почв; в худшем случае его оценка вообще ненадежна ».

Средняя урожайность пшеницы в год в 3-м десятилетии века при посеве 135 кг / га семян составляла около 1200 кг. / га в Италии и Сицилии, 1710 кг / га в Египте, 269 кг / га в Киренаике, Тунисе на уровне 400 кг / га и в Алжире на уровне 540 кг / га, в Греции на уровне 620 кг / га. Это затрудняет усреднение Средиземного моря в целом.

Сельскохозяйственная единица, известная как latus fundus, упоминается Варроном как большое поместье. Что можно интерпретировать как Латифундия или 500 югера или около 125 гектаров, потому что это ограничение на землю, наложенное Тиберием Семпронием Гракхом в качестве трибуна в 133 г. до н.э.

С присоединением Египта к Римской империи и правлением императора Августа (27 г. до н. Э. – 14 г. н.э.) Египет стал основной источник поставок зерна для Рима. К 70-м годам нашей эры историк Иосиф Флавий утверждал, что Африка кормила Рим восемь месяцев в году, а Египет – только четыре. Хотя это утверждение может игнорировать зерно из Сицилии и переоценивать значение Африки, историки почти не сомневаются в том, что Африка и Египет были наиболее важными источниками зерна для Рима. Чтобы обеспечить достаточное количество зерна для Рима, во втором веке до нашей эры Гракх поселил 6000 колонистов недалеко от Карфагена, предоставив им около 25 гектаров (62 акра) каждый для выращивания зерна.

Зерно, превращенное в хлеб. был, безусловно, самым важным элементом римской диеты. Несколько ученых попытались подсчитать общее количество зерна, необходимое для снабжения Рима. Рикман подсчитал, что Риму необходимо 40 миллионов моди (200 000 тонн) зерна в год, чтобы прокормить свое население. Эрдкамп подсчитал, что необходимое количество составит не менее 150 000 тонн, подсчитав, что каждый житель города потребляет 200 килограммов (440 фунтов) зерна в год. Общая численность населения Рима, принятая при подсчете этих оценок, составляла от 750 000 до 1 миллиона человек. Дэвид Маттингли и Грегори Олдрет оценили объем импортированного зерна в 237 000 тонн на 1 миллион жителей; Такое количество зерна обеспечило бы 2326 калорий в день на человека, не включая другие продукты, такие как мясо, морепродукты, фрукты, бобовые, овощи и молочные продукты. В «Истории Августа» утверждается, что Северус оставил на хранении 27 миллионов модиев – это считалось каноном в конце 4-го века и достаточным для 800 000 жителей при 500 фунтах хлеба на человека в год

Плиний Младший нарисовал картину, что Рим смог выжить без египетской пшеницы в своей речи Панегирик в 100 году нашей эры. В 99 г. из-за недостаточного наводнения произошел египетский кризис.

Плиний Младший заявил, что «долгое время считалось, что Рим можно кормить и поддерживать только с помощью Египта». Однако он утверждал, что «Теперь мы вернули Нилу его богатства… ее дело не в том, чтобы давать нам еду, а в том, чтобы платить должную дань.

Хранение

Колумелла описывает, как хранится продукция, и дает советы по предотвращению порчи. Жидкости, производимые для продажи, такие как масло и вино, хранились на первом этаже, а зерно хранилось на чердаках вместе с сеном и другими кормами. Он предписывает, чтобы зернохранилища были хорошо проветриваемыми, прохладными, с минимальной влажностью, чтобы продлить свежесть. Он описывает определенные методы строительства, позволяющие избежать образования трещин в зданиях, которые могут дать животным и долгоносикам доступ к зернам.

В помещениях для прессы, по его совету, должно быть тепло, чтобы получать свет с юга, чтобы предотвратить масло от замерзания, из-за чего масло быстрее портится.

Цветовое «деление» римлян

Приверженность традициям, столь свойственная римскому обществу, ко всему, разделяла цвета костюма по принадлежности к определенном группам. Так например зеленый цвет считался чисто женским и если мужчина не взирая на это продолжал носить одежду этого цвета, он таким образом заявлял о своих «зеленых нравах» (galbini mores), что в те времена было равнозначно тому же, что нынче называют — «голубыми».

Оранжевый цвет, цвет покрывала невесты, так же не приличествовал мужчине — позволить себе так одеваться могли только развращенные и изнеженные индивиды. В отношении женщин, никаких «цветовых» ограничений не существовало.

Сенаторы и магистры ярко выделялись в толпе за счет своих снежно-белых тог, хорошо различимы были и жрицы-весталки, одеяние которых очень напоминало средневековое одеяние монаха: на голову, обвитую шерстяными, в форме валиков повязками — infulae, надевалось головное покрывало спадающее на плечи. Картину дополнял круглый медальон — bulla на груди, и белая туника подпоясанная веревкой.

Одежда других жрецов и жриц практически повторяла обычную городскую одежду римлян, на небольшими различиями.
Например фламины носили островерхую шапочку, в которую была воткнута оливковая веточка с шерстинкой, а фламиники (соответственно жены фламинов) — особую пирамидальную прическу, причем волосы в ней были переплетены пурпурной шерстяной лентой. В их головной платок также втыкалась веточка гранатника.

Как уже упоминалось, основным материалом для одежды в древней Италии была шерсть, из которой ткали и туники, и тоги, и плащи. Шерсть очень удобна — она плохо пропускает влагу, но хорошо сохраняет тепло, тем более в южной Италии коз разводили повсеместно.

Лен в Италии также был очень распространен, однако он в основном шел на паруса и тенты обеспечивающие защиту от дождя. Делали из него и различные ловчие сети.
Льняную одежду носили жрецы Исиды, и женщины идущие в её храм. Широкое распространение ткани из льна получили только в эпоху поздней империи.

Почитание Флоры

Когда правителем Рима становится сабинянин Тит Таций, культ Флоры выходит за пределы Средней Италии. Были построены первые городские святилища богини, а последующие цари утвердили должность её верховного жреца, фламина.

Ян Брейгель Старший «Флора в цветнике»Местонахождение: Государственный музей, Шлайсхайм, Германия

В Риме даже существовала коллегия жрецов, что ежегодно проводила определённые ритуалы, посвящённые задабриванию божеств урожая. Флоре и прочим её “коллегам” римляне приносили щедрые дары, прося о хорошем урожае и успешном цветении.

Прекрасную и вечно юную богиню часто называли “матерью цветов”. До её появления земля была пустынна и безжизненна. Но стоило Флоре взглянуть на неё, сделать всего один шаг, как вокруг расцветала весна. Лишь благодаря стараниям этой богини, как верили люди, мы можем наслаждаться красотой цветов, их яркостью и ароматом.

Истории и легенды о розе

Прекрасная и нежная роза по праву считается королевой среди цветов. Красотой этого цветка восхищались с незапамятных времен, и большое количество очаровательных легенд и сказаний служат тому подтверждением.
Согласно данным археологических раскопок, розы существуют на нашей планете примерно 25 миллионов лет, из которых более 5.000 лет они культурно возделываются. С самых давних времен роза считалась священным цветком, наделенным особыми свойствами и магической силой. Практически в каждой культуре к этому цветку относились с неким поклонением

Пожалуй, больше ни один цветок не может похвастаться таким вниманием, которое оказывалось и оказывается до сих пор розе.Легенда о происхождении розы
Существует красивая греческая легенда о происхождении королевы цветов. Она гласит, что однажды богиня цветов Хлорис увидела мертвую нимфу

Ей очень захотелось оживить это прекрасное существо. Несмотря на все старания, у Хлорис из этой затеи ничего не вышло. Тогда богиня цветов решила прибегнуть к помощи других богов. Афродита поделилась с Хлорис своей привлекательностью, Дионис – опьяняющим ароматом, Грации – яркостью. У других божественных существ Хлорис позаимствовала остальные притягательные свойства. Вот таким образом и появился прекраснейший цветок – роза, который был просто создан для правления среди себе подобных.
Следует отметить, что в греческой мифологии роза являлась символом богини красоты и любви Афродиты. Этими прелестными цветами в Древней Греции украшали невест, а возвращавшимся с победой воинам кидали их под ноги. Интересен тот факт, что археологам удавалось находить древние монеты с изображениями роз. Все эти явления ярко свидетельствуют о трепетном отношении греков к королеве цветов.Розы в Римской Империи
В Римскую Империю прекрасная роза попала из Древней Греции вместе с колонистами. В Риме розу провозгласили символом нравственности и вручали как награду за особые успехи в общественной деятельности. Украсить свой дом букетом из этих цветов могли только очень состоятельные и влиятельные люди. В Древнем Риме поклонение розе было настолько велико, что в дни траура и скорби украшать себя этим цветком строго-настрого запрещалось.
Во время падения Римской Империи значение розы резко переменилось. Она стала неотъемлемым атрибутом пьяных оргий и проявлением низменных чувств. Знать набивала лепестками роз свои подушки, рассыпала по полу и по поверхности воды в бассейнах. Во время пиров гостей посыпали розовыми лепестками, а на их головы водружали венки из роз.Англия и розы
Первоначально в Англии роза представляла собой отличительный знак всех актеров, которые прикалывали этот цветок к своим башмакам. Позже королева цветов сделалась обязательным аксессуаром первых модников Англии. Носить ее полагалось за ухом. Считалось, что чем крупнее роза, тем лучше. Эта модная тенденция того времени настолько распространилась, что даже королева Елизавета начала появляться на публике с розой за ухом.
Однако английские розы во многом знамениты благодаря страшной кровопролитной войне, продолжавшейся между представителями двух династий в течение тридцати лет. Те исторические розы были сорваны с кустов, находящихся в парке Тампль (Лондон). Стоит отметить, что впоследствии садовники из Великобритании вывели эксклюзивный сорт роз – Ланкастер-Йоркский. Этот сорт известен тем, что на одном кусте одновременно распускаются и красные, и белые розы.Романтическая легенда о розе
Одним прекрасным вечером некий принц гулял в парке неподалеку от своего дворца. Внезапно он натолкнулся на очень красивую, но незнакомую ему девушку. Принц заговорил с ней, и молодые люди прогуляли по парку всю ночь. Перед рассветом девушка грустно сказала: «Увы, но мне пора идти. Дело в том, что я – заколдованная принцесса. Злой чародей наложил на меня проклятье, и я стала розой. Всего только на одну летнюю ночь я становлюсь снова девушкой». «Как же тебя можно расколдовать?» – взволнованно спросил принц. «Есть только один способ – ты должен узнать меня среди тысячи других роз» – ответила принцесса. «А если я ошибусь?» – прошептал принц. «Тогда я погибну» – тихо ответила девушка.
Принцесса исчезла. Как только показались первые лучи солнца, принц отправился в ту часть парка, где располагалась оранжерея с розами. И он сразу же нашел ту единственную, правильную розу. Вы спросите: как он узнал ее? А очень просто: та роза была единственной, на которой не было росы…

Флора – богиня цветов

Богиня Флора, известная римлянам как бессмертная красавица, осыпающая цветами всю землю, отождествлялась с греческой Хлоридой. Как пишет в своих работах знаменитый античный поэт Овидий, Хлорида была земной нимфой, что обратилась в богиню Флору. Аналоги этой покровительницы растений можно найти в самых разных мифологиях.

Флора была божеством плодородия, что с приходом весны дарило силы земле. Поскольку в древности люди не могли объяснить смену сезонов и особенности цикла, что ежегодно наблюдался в природе, они нашли этому наиболее лёгкую трактовку – влияние богов.

Ханс Зацка «Флора»Местонахождение: частная коллекция

Наибольшим почитанием Флора пользовалась у сабинян и в центральных регионах Италии. Её культ является одним из самых древних, поскольку ещё задолго до основания Рима люди зависели от даров природы, от собранного урожая, что помог бы продержаться в зимние месяцы.

В честь неё сабиняне даже назвали месяц. Флоралис соответствовал нашему апрелю или маю, а именно – времени, когда деревья расцветали, а на полях и лугах распускались первые цветы.

Земля

Колумелла описывает землю как три типа местности, которые он называет шампань (наклонные равнины ), холмы с постепенным, но пологим подъемом и лесистые, зеленые горные возвышенности. По его словам, почва бывает шести качеств: жирная или тощая, рыхлая или компактная, влажная или сухая. Перестановки этих качеств дают много разновидностей почв. Колумелла цитирует комментарий Вергилия о том, что рыхлая почва – это «то, с чем мы конкурируем, когда вспахиваем ». Из наиболее предпочтительных типов почвы, по его словам, лучшей является жирная и рыхлая почва, которая является наименее затратной и наиболее продуктивной, затем жирная и плотная, которая является продуктивной, хотя и требует больших усилий, и после этого идут влажные почвы.

Искусство Древнего Рима

Скульптурный портрет и мозаика

Свой расцвет римское искусство пережило в 1−2 веках н. э. Два его важнейших проявления — скульптурный портрет и мозаика. Скульптурный портрет менялся в разные периоды. Во времена Августа и его преемников скульпторы уделяли меньше внимания индивидуальным чертам человека. Материалом служили мрамор и бронза.

Во времена Флавиев скульптурный портрет изменился. Теперь мастера уделяли больше внимания индивидуальным чертам лица человека, не маскируя его недостатков.

Основными заказчиками скульптурных портретов были члены императорского дома. Кроме них портреты заказывали и частные лица — полководцы, ростовщики, разбогатевшие вольноотпущенники. У портретов из мрамора зрачки, губы и предположительно волосы раскрашивались. В зрачки статуй из бронзы помещались драгоценные камни.

Активнее, чем раньше создавались портреты женщин. Благодаря этому сохранились изображения представительниц императорского рода, а также знатных римлянок.

Портрет неизвестной римлянки. 80−90-е гг. (Wikimedia.Commons)

Особую роль в женском портрете имели причёска и пластический декор, которые должны были подчеркнуть красоту изображённой женщины. Первоначально женский портрет также был идеализированным. Затем, при Флавиях, скульпторы придерживались принципов реализма. Так, знаменитый ватиканский портрет пожилой женщины не маскирует признаков старости — отёчность, редеющие волосы, морщины.

Вторым видом искусства, в котором римляне превзошли греков, была мозаика. Она составлялась из обработанных камней или цветных стёкол. Размер кубика был всего сантиметр. Мозаики помещали на полу и стенах общественных зданий и частных домов. Композиция включала идущий по краям орнамент и эмблему.

Эмблема — центральная фигурная композиция мозаики, окружённая орнаментом

Сюжеты мозаик:

  • натюрморты;

  • бытовые сцены;

  • другие страны;

  • мифология.

Среди мозаик есть знаменитая Злитенская (2-й век н. э.), изображающая гладиаторов, а также Гладиаторская (4-й век н. э.) из Виллы Боргезе.

Театральные маски. Римская мозаика. (Wikimedia.Commons)

Знаменитая мозаика, посвященная битве при Иссе, с убегающим Дарием и идущим в атаку Александром, украшала пол богатого жителя города Помпеи. Она была создана на основе картины одного из греческих мастеров.

Древнеримская архитектура

В период империи архитектура отличается монументальными постройками и инновациями. Мастера активно использовали для украшения стен цветной мрамор.

Октавиан Август ещё жил в частном доме. Но его преемники уже строили для себя дворцы в пределах Рима и за городом. Они отличались усложнением планов, наличием нескольких этажей, обилием декора.

Кроме дворцов строились величественные общественные здания. Например, перестроенный большой цирк позволял вмещать более 300 тыс. зрителей. Созданные в 210-е годы термы Каракаллы позже стали считаться одним из чудес Древнего Рима.

Здания содержали скульптурный декор и рельефы, основной которого могли быть сюжеты из греческой мифологии, собственной истории Рима или же просто растительные узоры.

Остатки большого цирка в Риме. (Wikimedia.Commons)

Большинство простых жителей Рима и некоторых городов Италии должны были ютиться в многоэтажных инсулах. Этот тип постройки появляется в эпоху Поздней Республики. В 1-м веке н. э. отмечают усложнение планов жилых домов. Инсула не обязательно была жильём бедняков — люди побогаче могли позволить себе благоустроенные квартиры.

Произведения римского искусства поражают воображение. Хотя история Древнего Рима подошла к концу, многие из его достижений сохранились и стали одной из основ европейской культуры Нового времени, а затем и России.

«Восхитительная» жизнь

Сельское хозяйство в Древнем Риме было не только необходимостью, но и идеализировалось социальной элитой как образ жизни. Цицерон считал земледелие лучшим из всех римских занятий. В своем трактате О обязанностях он заявил, что «из всех занятий, обеспечивающих прибыль, нет ничего лучше земледелия, ни одного более прибыльного, ни одного более восхитительного, ни одного более подходящего для свободного человека». Когда один из его клиентов был высмеян в суде за то, что он предпочитал сельский образ жизни, Цицерон защищал деревенскую жизнь как «учитель экономики, промышленности и справедливости» (parsimonia, diligentia, iustitia). Катон, Колумелла, Варрон и Палладий написали справочники по сельскохозяйственной практике.

В своем трактате De Agricultura («О земледелии», 2 век до н.э.) Катон писал, что на лучших фермах был виноград, а затем орошаемый сад, плантация ивы, оливковый сад, луг, зерновые земли, лесные деревья, виноградник, натренированный на деревьях, и, наконец, желудевые леса. Хотя Рим полагался на ресурсы своих многочисленных провинций, приобретенных в результате завоеваний и войн, богатые римляне освоили земли в Италии, чтобы выращивать различные культуры. «Люди, живущие в городе Риме, составляли огромный рынок для закупки продуктов питания, произведенных на итальянских фермах».

Владение землей было доминирующим фактором, отличавшим аристократию от простого человека, и чем больше земли было Роман владел, тем важнее он был бы в городе. Солдаты часто получали землю от командира, которому они служили. Хотя фермы зависели от рабского труда, на фермах нанимали свободных людей и граждан, чтобы следить за рабами и обеспечивать бесперебойную работу ферм.

Как пили и развлекались богатые

В Древнем Риме не было ночных клубов и шикарных ресторанов. В них попросту не было нужды; вечеринки и застолья устраивались в домах элиты. И римляне умели кутить. Тот же Нерон устраивал в своем саду пьяные гонки на колесницах, а император Домициан не выходя со своей виллы охотился на львов, прямо во время пира. Соправитель Марка Аврелия Луций Вер за один банкет на 12 персон потратил 6 миллионов сестерциев, и это при том, что средний доход римлянина за год не превышал тысячу сестерциев.

Хорошая вечеринка в доме богатого римлянина обещала более пяти экзотических или просто странных блюд (вроде вымени свиньи, вымоченном в винном соусе, или жареной сони). Гостей развлекали поэты и стриптизерши. Лучшим возможным напитком считалось фалернское вино, которое могло зреть долгие годы и даже десятилетия. 

Отдельным видом развлечений, которые себе позволяли богачи было посещение самых грязных и мерзких притонов Рима. Молодые аристократы одевались в простые одежды и шли доказывать свое классовое превосходство на территории плебса: устраивали жестокие драки, играли в азартные игры с шулерами, ворами и убийцами и развлекались с самыми дешевыми проститутками. Эдакая инициация для юных патрициев. Исключением не были даже императоры. Нерон любил менять облик и врываться в магазины, устраивая драки. Отон мог затеять драку в кабаке, завалившись туда со своими приближенными. Луций Вер не гнушался драк и даже, бывало, возвращался во дворец с синяками, полученными в потасовках с плебсом.

Историк Гаррет Райан, автор книги «Обнаженные статуи, толстые гладиаторы и боевые слоны: часто задаваемые вопросы о древних греках и римлянах», рассказывает о самой изощренной из подобных вылазок. Схема следующая: патриций одевается непримечательным горожанином, берет с собой суму с золотыми монетами и пару дюжих охранников из бывших гладиаторов. Телохранители идут за хозяином в стороне и караулят снаружи, когда тот заходит в какое-нибудь злачное место, полное отъявленных разбойников. В каупоне он светит золотом, играет на него с мошенниками и, слегка проигравшись, уходит. Разумеется, за ним увязывается целый ручей воров, желающих поживиться золотом. «Несчастный глупец» заходит в какой-нибудь темный переулок, грабители радостно бегут за ним, а там их поджидают кулаки и дубинки гладиаторов. Патриций же наслаждается зрелищем избиваемого до полусмерти плебса. Воистину, столь извращенные удовольствия рождаются лишь в великой империи.

Флора и ветер Зефир

Но, вероятно, богиня Флора так и не появилась бы на свете, если бы не любовь, что преобразила её. Когда она была ещё простой нимфой Хлоридой, жившей на земле, прекрасную девушку увидел покровитель тёплого западного ветра Зефир.

Конечно, сначала его внимание (а ведь Зефир был одним из богов-ветров) испугало красавицу. Хлорида пыталась спастись бегством от влюблённого в неё юноши

Однако Зефир окутал её теплом, подарил нежное дыхание весны, после чего сердце Хлориды дрогнуло.

Сделав своей супругой нимфу, Зефир сумел своей любовью превратить её в богиню весны и цветов. С той поры пара стала неразлучной. Когда на земле ощущается дыхание тёплого Зефира, следует знать, что совсем скоро появятся и первые цветы. Это прекрасные влюблённые Зефир и Флора идут по земле, даря ей весенние нежность и очарование.

Вильям Бугро «Флора и Зефир»Местонахождение: Музей изобразительных искусств, Мюлуз, Франция

Античные ученые и философы о розах

Теофраст Парацельс

Ароматную красавицу ценили настолько, что ей посвящали целые библиотеки. Например, Конфуций, известный китайский философ, многократно описывал розы, выращенные в дворцовых садах, благодаря чему в Имперской библиотеке были собраны сотни книг, посвященных видам, особенностям ухода и произрастания роз. Благодаря ему, династия Хань настолько популяризировала выращивание роз, что усердие подданных чуть не привело к голоду из-за перевода рисовых полей под декоративный кустарник. В итоге император приказал умножить рисовые поля, под угрозой уничтожения розариев.

Первое ботаническое описание роз принадлежит греческому ученому Теофрасту Парацельсу. Описанные им растения имели от 5 до 100 лепестков. Александр Македонский также культивировал розы в своем саду. А в Египте ученые обнаружили рисунки розы на могиле Тутмоса IV, росписи покрывали стены, им же были посвящены и тексты, написанные иероглифами на пирамиде.

В Древнем Риме украсил свой дом пышными розариями и Патрисий. В то же время римляне развели эти цветы и во всех общественных садах, которых до падения Римской империи было почти 2000. В течение этого периода, розы экстенсивно выращивались и на Ближнем Востоке, где их использовали для лечения, в производстве парфюмерии и для украшения торжеств.

Косские одежды и китайский шелк

В I в. до н.э. римляне познакомились с «диким шелком», и одеждами из него, которые с давних пор изготавливали жители острова Кос. По месту производства, такая одежда называть «косской».

Легкие, расшитые золотыми нитями, эти пурпурные одеяния встретили бурный восторг у римских «модниц» и такие же бурное негодование в остальном римском обществе — «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне» (Сенека).

Однако буквально через 100 лет после появления «косских» тканей, в Рим стали привозить и настоящий, китайский шелк, почти мгновенно вытеснивший «конкурентов» с рынка.
Этот шелк был очень дорог, настолько, что для ухода за ним наиболее богатые женщины стали заводить специальных рабов, а сами ткани распускались и ткались заново, но уже с вплетением в них льняной или хлопковой пряжи.

«Полушелковая» материя быстро вошла в моду — даже не смотря на бытовавший одно время запрет её ношения среди мужчин, и долго ещё оставалась в цене — практически до III в. н.э., когда чистый шелк смог наконец получить в Риме широкое распространение.

Выложил — Мэлфис К.Источник — Компиляция из разных источников

Прекрасная роза

Роза, которую многие считают королевой цветов и, вероятно, самым представленным из всех цветов в искусстве, имеет множество значений. Самые известные из них – это любовь, романтика и страсть. Поэтому неудивительно, что роза является одним из символов богини Венеры.

В “Душе розы” цветок предстает как символ желания и любви, а также ностальгии и меланхолии, поскольку женщина, кажется, вспоминает своего возлюбленного и их страстную историю любви. В этом произведении Джона Уильяма Уотерхауза, как это было принято у прерафаэлитов, романтизм, чувственность, мистицизм и символизм совпадают.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий